sitemap
AVE CMS

Анатомия кризиса, или шаг назад, два шага вперед






 

         Что же представляет собой возрастной кризис? Какова его «анатомия»?
         Любой кризис — это нарушение плавного хода развития, своеобразный скачок во вчерашний или завтрашний день. Совершать его нелегко прежде всего самому развивающемуся человеку. А вот сетуют на трудности, пытаются бороться с ними чаще всего люди из ближайшего окружения ребен¬ка. 
         Таким образом, первым признаком кризиса являются трудности взаимодействия. Нарушается отлаженная система управления, стимулирования поведения ребенка, в ней появляются сбои в форме неподчинения, капризов, своевольных выходок, грубости, отчужденности и т. п.
         Второй признак кризиса — это резкое и, каза¬лось бы, ничем не обоснованное изменение в поведении детей. У них появляются такие черты и особенности, которых раньше не наблюдалось. Они возникают как бы вдруг и ниоткуда. Например, ранее спокойный и покладистый ребенок вдруг становится возбудимым, капризным, требователь¬ным, или открытый и общительный подросток превращается в угрюмого, замкнутого, настроен¬ного агрессивно против всех и вся.
         Третий признак — неосознаваемый характер происходящих изменений для самого развивающе¬гося индивида. Дети и подростки не замечают перемен в своем поведении и характере. Им кажет¬ся, что все осталось по-прежнему и только взрос¬лые ведут себя как-то странно: кричат, раздража¬ются, волнуются, обижаются.
         Четвертым признаком является временность, нестабильность изменений в характере и поведе¬нии детей в эти промежутки роста. Обычно про¬должительность кризиса невелика. Он сменяется периодом стабильного развития, когда исчезают негативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В редких случаях отдельные чер¬ты могут сохраниться, став особенностями лично¬сти и индивидуальности человека, а не его возра¬стными особенностями.
          Наконец, еще одним признаком и свойством кризисных изменений можно считать сочетание негативных проявлений с позитивными новообра¬зованиями. Говорят, что нет худа без добра. Эту пословицу можно с полным основанием приме¬нить к характеристике нормативных возрастных кризисов. Те неудобства, которые они несут с собой, компенсируются стремительным рывком вперед, который совершается человеком за этот короткий промежуток времени. Индивид приоб¬ретает такие черты, которые позволяют ему ус¬пешно решать задачи следующего этапа своего психического развития. Например, за счет бунта-протеста против всевластия взрослых дети трехлетки приобретают чувство «самости» (осознание своей отдельности от других, даже самых близ¬ких людей), учатся управлять поведением взрос¬лых членов семьи не путем капризов и плача, а посредством речевого общения.

          Другой ярчайший пример — грубость, несдер¬жанность, а порой и явная агрессивность подро¬стков, которая проявляется в общении с родите¬лями, учителями, близкими людьми. Естествен¬ная реакция на это — ответное возмущение, нежелание продолжать и возобновлять контакты с ними. Оказавшись в искусственно созданном собою же одиночестве, подростки обращают свое внимание на внутренний мир душевных пережи¬ваний человека. Без этого временного перерыва в социальных контактах они не были бы способны на серьезные чувства, не научились бы устанав¬ливать тесные межличностные отношения с дру¬гими людьми. Отношения дружбы, товарищества, сотрудничества, партнерства, любви, уважения вырастают из этой направленности психики под¬ростков.
          Таким образом, делая шаг назад, временно отступая от уже достигнутого, ребенок одновре¬менно делает два шага вперед. Он продвигается по пути прогресса быстрее и успешнее, чем в стабильные благополучные периоды. В этом и состоит прогрессивное значение возрастных нор¬мативных кризисов.
          Следовательно, обнаружив у своего чада один или несколько признаков наступления кризиса, не стоит пугаться и ждать неизбежных неприят¬ностей. Лучше постараться увидеть в этом пред¬вестник скорого наступления чего-то нового. Обрести это новое ребенку будет непросто. По¬мочь детям — задача взрослых. Цепляясь же за старое, упрекая ребят в том, что они не сумели сохранить то хорошее, что было в них прежде, вы будете лишь тормозить развитие своих отпрысков. А это обязательно обернется лишь бо¬лее серьезными проблемами в будущем, не столь отдаленном, как вам порой кажется.
          Постарайтесь правильно выбрать свою линию поведения. Она должна отличаться от прежней, учитывать непрерывный процесс взросления де¬тей, но в то же время сохранять черты преем¬ственности. Иначе детям не на что будет опе¬реться в выстраивании новой системы отношений с взрослыми.
          Итак, стабильность, преемственность в сочета¬нии с гибкостью и новизной — таков универсаль¬ный рецепт поведения родителей, учителей, на¬ставников в общении с детьми, переживающими трудные моменты возрастных кризисов.





Российская Федерация, 650004, город Кемерово, ул. Спортивная , д.93/1
тел./факс: (3842) 35-98-55
Email: mdou-40@yandex.ru

Все права защищены © 2018 В соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» все сотрудники МБДОУ №40 дали свое согласие на хранение, обработку, передачу их персональных данных и размещение их на сайте ОУ
Время генерации: 0,384 сек. / Количество запросов: 38 шт. за 0,086 сек.